История пирсинга.
Пирсинг — прокалывание различных частей тела с целью украшения их разнообразными серьгами (пирсами).
Зачем люди прокалывают у себя на теле всевозможные места, порой вовсе для этого не подходящие, и цепляют туда сережки, булавки, цепочки и тому подобные изделия – тайна великая есть. Зато доподлинно известно, что пришло к нам это явление, именуемое пирсингом, из самых древних культур…
История пирсинга такая же древняя, как и история татуировки.
Сложно сказать, что появилось раньше. Пирсинг ведет свою историю (не менее 10 тысяч лет) с Африканского континента, с островов Полинезии, из Южной и Северной Америки. Племя МАСАЕВ в Кении известно тем, что они делают гигантские дыры в ушах у взрослых, чуть поменьше — у детей. Проколы делают всем поголовно, вставляя украшения из бисера или деревянные. В губах — многоярусные украшения размером с блюдце. На замужество женщин указывают длинные сережки из жемчуга, но и не только они. Женщины племени ТОПОСА до сих пор вырывают себе нижние зубы так, чтобы зубы на верхней челюсти подчеркнуто выдавались вперед, как у коровы — животного, призванного быть примером для замужней женщины; к нижней губе они подвешивают длинный металлический стержень с загнутым концом. Одна из версий обезображивания лиц африканскими женщинами гласит, что это делалось специально, чтобы отвадить охочих до «живого товара» работорговцев, частенько наведывавшихся в приморские области восточной и западной Африки. Более древняя традиция повествует о связи украшений в виде клиновидных пластин, либо в виде дисков в губах женщин африканских племен (КИШЕПО, ПОКОТЫ) с тотемным культом определенного вида птиц и стремлением достичь большого сходства с их необычным клювом.
Помимо чисто эстетического значения пирсинг ушей, рта или носа содержит информацию о своем носителе: из какого племени он происходит, его возрастную группу, подвиги на войне и в любви, социальный статус. Вообще, значение украшений, располагающихся возле естественных отверстий (нос, рот, ухо, половые органы), универсально: это всегда попытка помешать проникновению в организм злых сил и недобрых энергий.
В Древнем Египте проколов пупка («Кольцо королей») не чурались фараоны, царицы, жрецы, где считалось, что его обладатель имеет множество привилегий. На маске юного фараона Тутанхамона (хранится в Каирском музее) ясно видны дыры в обеих мочках ушей. По данным Дуга Моллоя, в Древнем Риме суровые воины-легионеры пробивали соски, для того чтобы закалить характер, показать свою отвагу и мужество и даже пристегивать к этим кольцам свои плащи (туники).
В Индии и Непале до сих пор принято продевать кольца в нос. Пирсинг встречается у мужчин и женщин в Юго-Восточной Азии, Сибири, средневековой Европе — у охотников, купцов, девушек легкого поведения. Серьги носились для красоты, для специального обозначения, а также и на «черный день» у солдат или моряков (если моряк погибал в далекой стране, то за стоимость золотой серьги его могли хотя бы достойно похоронить). Западная цивилизация долго и упорно сопротивлялась идее модификаций тела, считая их чем-то противоестественным природе человека.
В Европе пирсинг считался варварским обычаем вплоть до Елизаветинской эры. Во времена Великих географических открытий моряки все-таки «научились» у туземных племен прокалывать мочку уха, поскольку считали, что таким образом улучшается зрение (современные методы иглоукалывания поддерживают эту идею).
Следующий расцвет пирсинга произошел в Викторианскую эпоху – время элегантности и куртуазности. В моду вошел «интимный» его вариант, который преследовал довольно целомудренную цель: сохранял верность. Хотя в XVII-XX веках существовала и существует развитая мода на корсет и татуировку в различных слоях общества. А швейцарское местечко Аппенцель в Альпах вообще знаменито своими жителями, носящими знаменитую золотую или позолоченную серьгу, состоящую из двух частей — замочка в виде простого кольца или в форме змеи, кусающей себя за хвост, и ложечки для снятия сливок, иногда достигающей весьма внушительных размеров (до плеча).
У истоков экспансии пирсинга в современное западное общество стоят три субкультурные группы: панки, современные дикари и фетишисты. Они стали проводниками этого явления, к 1980-1990 годам XX века охватившего самые широкие слои общества и ставшего поистине универсальным.
Прокол мочки уха оставался актуальным во все времена, а с появлением культуры хиппи и рок-н-ролла он и вовсе стал традиционным. Теперь пирсинг – модная тенденция всего поп-арта. Его можно увидеть на спортсменах, киноактерах и даже некоторых политиках.
В наши дни пирсинг делают главным образом ради украшения. Люди стремятся не отстать от моды, быть похожими на симпатичного или известного человека. Порой отдают дань мазохизму, либо повышают чувствительность тела для сексуальных игрищ. У кого-то формируется особый вкус к панку — музыкальному (но и не только музыкальному) стилю, где легендарные SEX PISTOLS — Роттен, Вишиоз ввели в практику прокалывать себе булавками не только куртки, штаны и обувь, но и уши, брови, ноздри, ногти. Некоторые на время зашивали себе рот, веки, стремясь испытать себя. Такое вызывающее пренебрежение к собственному телу бью призвано активно, эффектно и непристойно продемонстрировать произвольность человеческого восприятия, разоблачить эстетические условности.
В основе желания сделать пирсинг лежат глубоко личные, интимные причины, а иногда и случайность. Это может быть спор или приснившийся сон, а может — желание попасть в «тусу». Существуют и достаточно жесткие направления, где выделяются такие способы себя испытать, как подвешивание (хэнгинг), перетягивание друг друга за свежесделанные пирсы (пуллинг) или зашнуровывание себя в корсет, связывание («bondage» ) , что относится уже к «современным дикарям» — направлению, достаточно мощно проявившемуся в США в 1970-х годах и фетишистам.
В конце ХХ и начале ХХI века пирсинг стал самостоятельным трендом, который использовали в своих рекламных кампаниях знаменитые модельеры Келвин Кляйн, Вивьен Вествуд, Жан-Поль Готье.
Искусство пирсинга очень самобытно. Оно акцентирует внимание на человеческом теле как материальном носителе пластической выразительности — в форме различных течений бодиарта и свободного фигуративного искусства. Можно предсказать еще большее увлечение пирсингом самых разных людей, ибо сегодня становится понятно, что за внешним легкомыслием, модой и погоней за красотой стоят глубокие вопросы. Пирсинг затрагивает фундаментальные темы, связанные с историей человечества, с его выживанием в век реального апокалипсиса, нехватки чего-то жизненно необходимого. В пирсинге и его разновидностях человеческое тело примеряет на себя синтез плоти и стали, живых мышц и титановых механизмов.