История о тату, её зарождении, применении значения в быту у разных культур общества. Формировании стиля, направлений и разные способы её нанесения.

Предположительно, когда человек первый раз нанес на свою кожу сказать сложно. Но приблизительно известно, что исторически культура татуировки существует около 60000 лет. Самые древние тату найдены на мумиях и останках людей при раскопках египетских пирамид. Эта находке около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако тату появилась намного раньше, при первобытном общинном строе. Она была не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность её обладателя и наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычая татуироваться тоже размыты. По одной теории – это логический прогресс от естественных повреждений кожи  случайно полученных людьми каменного века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые формы – узоры, становились шрамами, отличали их носителя от соплеменников как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединяясь в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметены имея специфичное значение и принадлежность той или иной общественной группы. Все это происходило в конце ледникового периода. Корни татуировки были глубоки, её географическое распространение было внушительным.

У светлокожих народов всего мира практиковалась татуировка, а у темнокожих заменялась рубцеванием. Татуировки наносили все – разные племена Европы и Азии, Индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Практически все стороны этих людей связаны с тату – от рождения до смерти и конечно нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник. Лицо всегда украшалось татуировками в первую очередь у жителей Племени Маори из Новой Зеландии. Они наносили на лица маскообразные тату – Моко. Это удивительные хитросплетения линий и форм в узорах, служили им как доказательством доблести и боевым раскрасом, а также показывала статус в обществе ихнего племени. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Воина Моко, он удостаивался высшей почести – его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы не раскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы тату Моко так индивидуальны, что использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая свою купчую, тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам  на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро, детей рожденных не татуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка также связана с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переход в царство мертвых. К примеру племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю Апо-Кезио все приобретает новые, другие качества, противоположные земным: где сладкое становится горьким., темное – светлым и т.д., поэтому изобретательные и предусмотрительные Диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменив себя при жизни, после смерти тату становились светлыми и сияющимим, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо Кезио. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только дикарями.

В 18-19 веках, британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от тяжких телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов татуировка с цитатами из Корана. Считалась талисманом. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус её обладателя. Но в некоторых случаях она служила наказанием. В Японской провинции  Чикудзен периода Эдо(1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление, разбойнику наносили горизонтальную линию через лоб, за второе – дугообразную, за третье – еще одну. В итоге получалась композиция в вид иероглифа ИНУ, что обозначало – собака.

В древнем Китае одним из пяти классических наказаний, тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое… А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена.» Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там красивыми татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово tattoo, но и «Великого Омаи», сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк  не обходились без участия «знатного дикаря». К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… .

Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных «профсоюзов», использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату — репертуара морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам. А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О’ Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки.

Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок. И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, —  создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории (история о тату культуре), который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа…